Работа логопедического пункта в МБДОУ детском саду № 33 «Светлячок»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Однако, в последнее время, детей с нарушением речи становится всё больше и больше. Причины их возникновения могут быть весьма разнообразны: ухудшение экологии, различные психологические травмы (испуг, переживания, длительная психотравмирующая ситуация в семье) и др.. Поэтому для оказания коррекционной помощи детям 5–7-летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения в нашем дошкольном образовательном учреждении организована работа логопедического пункта.
На каждого воспитанника разработан индивидуальный образовательный маршрут, который позволяет логопеду продуктивно сформировать работу для коррекции различных видов речевых нарушений. Работа с каждым ребёнком варьируется в зависимости от сложности речевого нарушения и может продолжаться от одного года до двух лет. Основными формами организации коррекционно-воспитательной деятельности логопеда являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных логопедических занятий составляет 15 минут, не менее двух раз в неделю, подгрупповых – 20–25 минут так же два раза в неделю.
Основными задачами в работе логопедического пункта являются: выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений речи у детей, профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди членов педагогического коллектива и родителей детей. При планировании занятий логопед ориентируется на общий уровень речевого развития дошкольников, на данные психолого-педагогических обследований. Сетка занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных способностей детей.
В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям:
1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка).
2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.
Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на подгрупповых занятиях.
Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно:
1. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
2. Этап постановки звука.
3. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах.
4. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.
На занятиях наряду с традиционной методикой используются нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы: комплексы упражнений артикуляционной, пальчиковой гимнастики - способствуют выразительности мимики, жестов, движения, снимают напряжение в речевом аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов. Су-джок массаж шариками, использование игр и упражнений с песком на занятиях, нанизывание бусин на ленточку, шнуровка - снимают мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, развивают моторику рук. Развивать зрительно-пространственное восприятие, конструктивный праксис, мелкую моторику детям помогает прием пластелинографии. Информационно коммуникативные технологии – различные интерактивные игры, обучающие фильмы и презентации оказывают значительную помощь в коррекционной работе.
Такое разнообразие нетрадиционных методов и приемов способствует развитию речевых и творческих способностей дошкольников, улучшению психоэмоционального состояния детей, повышению уровня учебной мотивации.
Дети с нетерпением ждут очередного логопедического занятия, которое вызывает у них познавательный интерес, и на котором они приобретают новые знания, умения и навыки.
Информацию подготовил учитель-логопед Гончарова С.С.